<< Главная страница


Комментарий законодательства "О природоресурсных платежах"
Автор
А.А. Ялбулганов - проф., д.ю.н.

Введение
Сегодня отношения в области установления и взимания природоресурсных платежей регулируются конституцией РФ (статьи 57, 75, 104), федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, инструкциями Министерства по налогам и сборам России и др.
Так, новый федеральный закон "Об охране окружающей природной среды" устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим законом, определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Природоресурсное законодательство устанавливает для каждого вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. За пользование лесными ресурсами плата взимается в двух основных формах - лесные подати и арендная плата. В отношении недр выделяются четыре формы платного природопользования: за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Под природопользованием понимается совокупность различных форм воздействия на природную среду в процессе ее хозяйственного использования.
Природопользование может быть рациональным и нерациональным. При рациональном природопользовании осуществляется комплексное, экономически эффективное использование ресурсов с соблюдением норм природоохранного законодательства. Нерациональное природопользование приводит к загрязнению, истощению и деградации природных систем.
Отношения по поводу землепользования, водопользования и лесопользования регулируются соответственно Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ и Лесным кодексом РФ путем установления правовых основ их использования и охраны. Согласно ст.9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Субъектами земельно-правовых отношений могут быть физические лица - граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, государственные и административно-территориальные образования, Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти и управления.
Статья 6 Лесного кодекса РФ определяет предмет правового регулирования, закрепляя понятие "объект лесных отношений".
Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
Лесной фонд Российской Федерации является главным объектом лесных отношений, составляющих предмет регулирования лесного кодекса. Лесной фонд (ст.7) образуют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
Участниками лесных отношений (ст.13) являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Лесопользователями (ст.17) являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
В Водном кодексе РФ толкование терминов дается в статье 1. Важнейшими из них при правовом регулировании водных отношений являются:
- воды - вся вода, находящаяся в водных объектах;
- водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;
- поверхностные воды - воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах;
- подземные воды - воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах;
- пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов;
- загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов;
- водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами.
Природоресурсные платежи, несмотря на небольшую долю в общем объеме доходных поступлений на федеральном уровне, выступают в качестве важного источника формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных самоуправляющихся единиц.
Часть 1. Плата за землю
1. Плата за землю в Российской Федерации
2. Плательщики земельного налога
3. Объекты обложения земельным налогом
4. Порядок начисления и взимания земельного налога
5. Льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления
6. Порядок зачисления, централизации и использования средств, поступивших от платы за землю
7. Порядок пересмотра обложения и уплаты доначисленных и уменьшенных при этом сумм налога
Порядок проверки расчетов по земельному налогу
8. Ответственность плательщиков
9. Нормативная цена земли
10. Арендная плата за землю
Часть 2. Плата за воду
Часть 3. Плата за лесные ресурсы
1. Лесные подати
2. Ставки и размеры лесных податей, порядок и условия их взимания
3. Арендная плата
4. Сроки внесения лесных податей
5. Льготы по платежам за пользование лесным фондом
6. Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом. Финансирование лесного хозяйства


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация